В первую очередь к духам-защитникам относились покровители дома и семьи. Для большинства людей благополучие в жизни начинается с благополучия в семье, соответственно и домашним культам придавалось большое значение. Главным был и остается культ предков. По оценкам исследователей, культ предков с древности является одним из ключевых составляющих системы верований Китая. Особенности его проведения, обряды и нормы поведения, связанные с ним, во многом определяют особенности других обрядов [2]. Покровителей дома и семьи было много. Самым известным из них считается бог домашнего очага Цзаошэнь 灶神, или Цзаован, который служил связующим звеном между семьей и Небесным императором 玉皇上帝 Юйхуан шанди.
Вероятнее всего, культ домашнего очага Цзаошэня выделился из древнего культа огня. Цзаошэнь упоминался в позднечжоуских трактатах, но его статус закрепился только в период Тан-Сун [4]. Почти в каждом доме была фигурка Цзаошэня, ему совершались жертвоприношения. По некоторым данным, существует обряд нанесения мёда на губы фигурки Цзаошэня перед Новым годом, то есть накануне его отправления к Небесному владыке с докладом о делах семьи за прошедший год [1]. Таким образом люди старались убедить Цзаошэня сообщать только о хороших поступках семьи.
Помимо Цзаошэня, в доме жило множество мелких духов, которые заботились о благосостоянии семьи, например, духи брачной постели, божества здоровья малых детей, шести сторон дома, дверей, колодца и другие.
Важная роль в доме отводилась богиням-чадоподавательницам Нян-нян 娘娘 или Шэнму 神母. В разных провинциях их называли по-разному, но одними из самых известных являются названия: Линьшуй Фужэнь 臨水夫人 и Гуаньинь 送子观音 (богиня Гуаньинь, дарующая сыновей). Этих богинь часто изображали на народных картинах няньхуа 年画. Во многом из-за трепетного отношения китайцев к рождению наследника-мальчика, часто богиням-чадоподавательницам возжигали благовония с надеждой на рождение сына.
Также стоит выделить отдельную категорию — духи-покровители. Эти божества являлись покровителями профессий и конкретных категорий или групп населения. Из-за обилия таких групп и сильной обособленности районов на огромной территории страны, в древности количество покровителей было крайне велико. Некоторые подобные духи были известны по всей стране — сейчас мы их знаем, как исторических и легендарных личностей [4]. Например, таким покровителем является Гуаньди 关帝 — покровитель военного дела. Его прототипом считается видный военачальник периода Троецарствия Гуань Юй 关羽 [3]. Культ Гуаньди возник почти сразу после его смерти. В VII-IX веках его образ активно использовался даосами и буддистами, в XI-XII веках император Хуэйцзун нарек его «мудрым и верным князем», «истинным владыкой, приносящим мир», а чуть позже власти официально установили жертвоприношения в его честь.
В этом списке можно также отметить Цзян Тайгуна 姜太公 — покровителя рыболовства и основателя царства Ци, которое славилось соляными и рыбными промыслами; Вэнь Чана 文昌 — талантливого чиновника, покровителя литературы и просвещения (в том числе и сословия шэньши); Лу Баня 鲁班 — мастера и защитника плотников, архитекторов и мастеров по лаку. Культ покровителя, его распространение и количество последователей этого культа напрямую зависело от степени важности профессии в хозяйственной жизни страны [1]. Так, у врачевателей покровителями были Яован 药王 и Хуа То 华佗, у магов-гадателей — Фуси 伏羲 и Ли Тегуай 李铁拐. Помимо конкретных профессий, в зону ответственности некоторых покровителей входила и защита разных категорий населения. Например, защитник беременных и бездетных Чжан Сянь 張仙, дарующий потомков мужского пола, или защитник путников, а позже покровитель пути погребальной процессии Кайлушэнь 开路 神.
Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые локальные культы, которые относились к духам-защитникам. В число таких духов входят чэнхуан 城隍. Чэнхуан — божественные двойники правителей административных территорий, которые оберегали конкретный вверенный им город, иногда выполняли роль справедливых судей душ умерших грешников. В эпоху Мин культ чэнхуан разбавлялся чиновниками. На службе у чэнхуан состояли тудишэнь 土地神, выполнявшие те же функции в деревнях. Фигурки чэнхуан и тудишэнь ставились в кумирнях, им совершались жертвоприношения. Люди часто приходили в такие кумирни с просьбами и жалобами, записывали их (часто на красной материи) и оставляли вместе с подношениями.
Большую часть локальных культов составляют культы духов природы — огня, дождя, ветра, грома и молнии, облаков и многие другие. Китайцы очень чутко относились к богам и духам природных явлений, у всех них была историческая (прототип ранее существовавшей личности) или искусственно созданная биография (легенда). Даже в одной местности богов, ведающих конкретной стихией, могло быть несколько, но каждому из них возжигали благовония и строили храмы и кумирни.
Подводя итог, стоит отметить, что почти в каждой сфере жизни китайцев присутствуют духи-защитники, которые обеспечивают им благополучное существование. Многие из них являются прототипами исторических или легендарных героев, что делает их образ очень близким к народу. Таким духам люди совершают жертвоприношения, озвучивают свои просьбы и жалобы, а те в свою очередь доносят эти жалобы до Небесного владыки, чтобы он решил их проблемы, и в мире снова воцарился порядок.
Источники:
- Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М.: «Восточная литература», РАН, 2001.
- Вернер Э. Мифы и легенды Китая / Пер. с англ. С. Федорова М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
- Смирнов И.С., Лидона Н.Р. Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: К 75-летию академика Б.Л. Рифтина. М.: РГГУ, 2010.
- Титаренко М.Л., Кобзев А. И. Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. М.: Восточная литература, 2007.