21 апреля, 2024
Император Сага: банкеты и поэзия как факторы расцвета Дайгаку

Моё исследование посвящено образованию чиновников и аристократов в Японии в VIII-IX вв. Это самый ранний период развития официального образования, когда многое в системе было взято из китайской традиции обучения, ведь именно Китай в то время был для Японии главным ориентиром и примером для подражания. В 670-ые гг. по образцу существовавшей в Чанъани школы Тайсюэ (太学) был создан японский аналог, столичная школа чиновников Дайгаку (大学), о чём сообщается в предисловии к первой поэтической антологии Японии, «Кайфу:со:». В 701 г. деятельность образовательного учреждения была регламентирована кодексом «Тайхо: рицурё:», и главным из двух созданных отделений (математическое и конфуцианское) стало отделение конфуцианских канонов.

Это неудивительно, поскольку именно на конфуцианских ценностях базировалась китайская система школьного образования и взаимоотношения в обществе: предполагалось, что посредством упорной учёбы каждый юноша вне зависимости от знатности может стать квалифицированным чиновником и сделать вклад в развитие страны. В рамках девятилетнего обучения в Тайсюэ и других школах Китая в программе делался упор на изучение основополагающих конфуцианских канонов, которые, как считалось, в дальнейшем должны были пригодиться чиновнику на службе. Претендовать на хорошую должность мог лишь выпускник одной из высших школ, сдавший финальный экзамен и прошедший дополнительные аттестации на учёную степень.

Япония, только начавшая формировать собственный государственный аппарат во время реформ Тайка (646), попыталась перенести китайский меритократизм на собственные реалии. Создание Дайгаку и издание в дальнейшем законов (739, 806, 824), обязывающих высшую знать I-V рангов посещать школу, были попытками преодолеть сложившуюся в самой Японии традицию, согласно которой происхождение было определяющим фактором практически в любой ситуации. Сделать это не удалось: долгое время Дайгаку посещали лишь потомки иммигрантов с континента или низшая знать VI-VII рангов, которая надеялась тем самым увеличить свои шансы на успешную карьеру. Высшая знать предпочитала домашнее обучение по более вольной программе, зная, к тому же, что места в государственном аппарате гарантированы им с рождения.

Император Сё:му. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Emperor_Sh%C5%8Dmu#/media/File:Emperor_Shomu.jpg
Император Сё:му. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Emperor_Sh%C5%8Dmu#/media/File:Emperor_Shomu.jpg

Тем не менее, с момента основания Дайгаку во второй половине VII в. и до начала краха системы в конце IX в., образование претерпело множество реформ. Например, в 728-730-ых гг. были созданы два новых отделения – литературное и законодательное. Вполне вероятно, что создание первого было уступкой правившего тогда императора Сё:му (724-749) набиравшей обороты моде на китайскую литературу, которая постепенно вытесняла столь значимые ранее конфуцианские трактаты. Читать канонические сочинения было довольно скучно, к тому же, их практическая значимость снижалась тем больше, чем дальше Япония уходила от первоначальных идей, заложенных в государственное устройство. Китайская литература, напротив, казалась глотком свежего воздуха. К тому же, новые книги с поэзий и прозой активно завозились из танского Китая благодаря посольским миссиям. И хотя литература ещё не считалась в то время занятием, достойным высшей знати, книги активно читали. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в Японии был популярен китайский рассказ под названием «Ю сянь ку» («Путешествие в пещеру небожителей» 遊仙窟, созд. в 681-684), который к тому времени был уже малоизвестен в самом Китае.

В итоге, хоть по указу от 728 г. поступить на литературное отделение могла лишь низшая знать, правила вскоре стали нарушаться. Это случалось так часто, что в начале IX в. император Камму (781-806) вынужден был закрыть на это глаза и даже увеличить количество мест на отделении (с 10 до 20), формально не отменяя предыдущий указ.

В течение всего периода колебания наблюдались как в сторону усиления китайской традиции, так и в сторону возрождения собственного, японского начала. Направление политики, в том числе в образовании, во многом зависело от предпочтений правящих и отрёкшихся императоров, а также от приближённых к ним кланов. В VIII-IX вв. доминирующее положение во дворе занимали Фудзивара. Фудзивара становились главами Дайгаку (Фудзивара Мутимаро, 659-720) и учили в школе своих детей (Фудзивара Фуюцугу, 775-826), вводили новые тексты в расписание (исторические хроники Китая, 757 г. при Фудзивара Накамаро, 706-764) и в целом оживляли процесс обучения, поскольку они с самого создания клана покровительствовали китайским наукам. Когда у власти находился император, связанным с Фудзивара кровным родством, Дайгаку, будучи детищем изначально китайской философии, процветал.

Однако порой и сами императоры имели неподдельный интерес к китайской традиции: в такое время обычаи двора, а вместе с ними и образовательный процесс претерпевали важные изменения. В сегодняшней заметке кратко рассмотрим наиболее существенную перемену в Дайгаку, произошедщую при императоре Сага (809-823) – наибольшим почитателем культуры Китая среди государей рассматриваемой нами эпохи.

Император Сага: банкеты и китайская поэзия как залог политической стабильности и популяризации Дайгаку

Девиз Сага, «управления страной литературными искусствами» (мондзё: кэйкоку, 文章経国), был взят из классического китайского трактата «Рассуждения о литературе» Цао Пэя (187-226), который писал о том, что именно образование является основой для процветания государства. В соответствии с выбранным девизом Сага поощрял интерес к литературе (при нём были созданы три главные поэтические антологии IX в. – «Рё:унсю:», «Бунка сю:рэйсю:», «Кэйкокусю:») и использовал поэзию как средство поддержания политической стабильности в стране.

Император Сага. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Emperor_Saga#/media/File:Emperor_Saga_large.jpg
Император Сага. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Emperor_Saga#/media/File:Emperor_Saga_large.jpg

Прекрасным местом, где аристократия могла проявить свои литературные таланты, были банкеты, заключительная часть которых представляла собой декламацию стихов. Причём при Сага практически вся банкетная поэзия сочинялась и читалась на китайском. Умелый поэт во время такого мероприятия мог познакомиться с другими влиятельными вельможами и зарекомендовать себя, пообщаться с единомышленниками и даже с императором. Сага был одним из первых, кто во время таких мероприятий позволял аристократам быть с собой на равных. Ранее императоры не допускали подобных вольностей. Сами банкеты устраивались императором Сага довольно часто – по крайней мере, чаще, чем его предшественниками. Некоторые были ежегодными и проходили в установленные сроки, а другие объявлялись спонтанно. Чаще всего это происходило в неспокойные годы, например, после мятежа 810 г., спланированного отрёкшимся императором Хэйдзэй (803-806). Верный своему девизу, при помощи банкетов, на которых собирались самые прославленные и влиятельные люди его времени, Сага показывал, что контролирует ситуацию в стране и может даже в трудные времена устраивать масштабные официальные и полуофициальные культурно-политические мероприятия. Стоили они, к слову, недёшево, и спонсировала их всё та же высшая аристократия.

На банкетах Сага мог присмотреться к своему окружению получше и узнать о том, какие настроения царят среди элиты, которая должна была быть как можно дальше от мятежей и разворачивающихся по стране восстаний. Банкеты также были способом сплотить высшую знать между собой и дать им возможность завязать более тесное знакомство. Это, в свою очередь, помогало многим из них получить высокие посты в государственном аппарате. Таким образом, подобные мероприятия служили своего рода социальным лифтом новой эпохи.

По этой причине многие стремились попасть на банкеты, хотя сделать это было не просто: зачастую требовалась рекомендация уже известного чиновника-литератора. Большинство же из присутствующих на банкетах, как показывают источники (например, поэтические антологии), были выпускниками литературного отделения Дайгаку. Причина тому одна – школа чиновников была, по сути, единственным местом, где юноши могли научиться правильно слагать стихи канси (漢詩). В этот период при дворе ценился как широкий кругозор в области литературы в целом, так и умение декламировать поэзию с правильной китайской интонацией, с учётом тонов. Дайгаку обучал всем необходимым приёмам и давал хорошую стартовую базу. Довольно быстро «выпускник литературного отделения», сдавший экзамены на учёную степень или хотя бы находящийся в процессе обучения, стал маркером качества сам по себе. Однако нам кажется, что банкеты способствовали формированию этого образа.

В таких литературное отделение начало пользоваться огромной популярностью, и Дайгаку пережил своеобразное возрождение. Желающих поступить на отделение было так много, что государство пошло на крайние меры. Во-первых, был введён дополнительный вступительный экзамен, который каждый «абитуриент» должен был сдать при поступлении. Во-вторых, согласно указу Дайдзёкана от 820 г., отныне там могли обучаться только дети высшей знати I-III рангов. Это была кардинальная реформа, ясно показывающая, насколько изменились потребности и ценности японского высшего общества за последние сто лет. Всё ещё предпочитая китайское японскому, двор сперва под влиянием самой аристократии, а позже и сам стал делать упор на китайскую лирику, а не конфуцианские каноны. И, несмотря на критику указа, что существовала даже среди знати, он лишь оформил новую тенденцию в японском образовании, к которой оно шло на протяжении последнего столетия. Меритократический же принцип практически сошёл на нет. Несмотря на процветание учёности и литературы, была утрачена духовная основа, заложенная Китаем в систему образования.

Таким интересным образом оказались связаны реформы 820-ых гг. с политической необходимостью консолидировать общество, «утратой» китайского духа и корыстными интересами высшей аристократии. Этот пример лишний раз доказывает, что образование неотрывно связано с политическим фоном эпохи и что при изучении одного нельзя игнорировать другое.

Использованная литература:

  1. Грачёв М. В. Япония в эпоху Хэйан (794-1185) // Orientalia et Classical. Труды Института восточных культур в античности. Выпуск XXIV / Под редакцией И. С. Смирнова. Российский государственный гуманитарный университет, 2009.
  2. Мещеряков А. Н. Возвышение рода Фудзивара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии в VII-VIII вв.) // История и культура Японии. М.: Институт востоковедения РАН. Издательство «Крафт+», 2002.
  3. Прасол А. Ф. Генезис и развитие японского образования (VIII-начало XX вв.): дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. Дальневост. гос. университет, Владивосток, 2005.
  4. Alimov I. A. “A Travel to the Cave of Immortals” – a Lost Novel of the Tang Period // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. 2015. Vol. 21. No. 1. P. 18-23.
  5. Bauer M. The History of the Fujiwara House: A Study and Annotated Translation of the Tōshi Kaden. Renaissance Books, 2020.
  6. Gerlini E. The Heian Court Poetry as World Literature: From the Point of View of Early Italian Poetry // Strumenti per la didattica e la ricerca, 159. Firenze University Press, 2014.
  7. Heldt G. The Pursuit of Harmony: Poetry and Power in Early Heian Japan. Cornell University Press, 2010.
  8. Reeves K. L. Of Poetry, Patronage, and Politics: From Saga to Michizane, Sinitic Poetry in the Early Heian Court. Columbia University, 2018.
  9. 20.Wong J. The Government Schools in T’ang China and Nara and Heian Japan: A Comparative Study. A Thesis submitted for the Degree of Master of Arts (Asian Studies). The Australian National University (Australia), 1979.

Другие Статьи/Исследования

Ваша подписка на рассылку “Laboratorium Orientale”
успешо оформлена

Письмо-подтверждение придем вам на почту

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.