Для начала, стоит разобраться зачем нужна курсовая или дипломная работа. Помимо того, что без дипломной работы невозможно выпуститься из университета, есть важная прикладная значимость научных работ. Во-первых, это проверка на профессиональную пригодность, она дает возможность оценить насколько студент усвоил программу и готов к профессиональной деятельности – так студент демонстрирует знания в своей области специализации, умение анализировать материал, умение ставить задачи и решать их. Во-вторых, студент приобретает навык рассудительности и систематичности мышления.
С чего начинается любая исследовательская работа? В первую очередь, с темы. Тему могут предложить, а можно сформулировать её самостоятельно: оба варианта приемлемы, самое важное, чтобы тема была интересна. При выборе предложенной темы, стоит задуматься в первую очередь о том, почему она сформулирована определенным образом.
На втором этапе собираются источники, которые лягут в основу исследования, и материалы по истории вопроса, т.е. то, что уже было написано другими исследователями. Далее материал систематизируется, проводится первичный анализ.
При написании работы важно помнить, что читатель должен понимать, о чем идет речь и какой вопрос решается. Помимо этого, у читателя должна быть возможность без проблем обратиться к цитируемым источникам (т.е. должны быть ссылки).
Какую тему выбрать?
Выбор темы обуславливается двумя важными факторами. Во-первых, тема должна соответствовать склонности и интересам студента. Во-вторых, материалы и источники по теме должны быть в доступе, а избранная методология соответствовать реальным возможностям конкретного студента.
Рассмотрим, какие бывают темы
Исследовательская тема подразумевает, что студент будете пытаться найти что-то новое в выбранной теме.
На самом деле, для дипломной темы и для курсовой работы подойдет и компилятивная тема. Это значит, что студент не будет выдвигать своих новых гипотез и пытаться претендовать на новое знание по вопросу.
Монографическая тема подразумевает сосредоточение на каком-то одном вопросе, например, на творчестве одного автора. Обзорная же тема подразумевает, напротив, изучение ряда авторов.
Историческая тема предполагает привлечение исторической методологии и следование принципам историзма. Такая тема подразумевает погружение в исторический контекст событий. Теоретическая тема подразумевает, что определенная проблема будет разрабатываться вне истории.
Чего делать не стоит?
Не стоит утверждать тему, не освоившись с библиографией. Если этого не сделать, то студент может столкнуться с двумя сложностями: по этой теме нет никаких публикаций, или наоборот публикаций так много, что сложно разобраться, что еще не было написано по теме. Помимо этого, не стоит утверждать тему без знания языка источников.
Содержание
Для того, чтобы написать научную работу, необходимо овладеть определенными «оружиями», для гуманитарных наук это оружие – книги.
Важно помнить, что источники – не то же самое, что научная литература. Источники – это книги самих авторов, их трактаты, дневники, письма, другие архивные материалы. Источниками также могут быть проведенные систематические исследования, социологические опросы, аудиовизуальные материалы, публикации СМИ.
Научная литература – то, что написали другие авторы по этому вопросу; про политику, про историю, про воззрения определенных людей и т.п.
Здесь также стоит также упомянуть, чего не стоит делать в курсовой или дипломной работе. Не стоит использовать цитаты автора по цитатам в других книгах; также плохо отсутствие цитирование вовсе. К сожалению, эти две ошибки часто допускаются студентами в работах.
Где искать информацию? (Библиография)
В первую очередь, безусловно, в интернете. Сейчас существует много онлайн ресурсов. То, что не выложено в общий доступ, возможно найти в библиотеках (РНБ, Маяковка, БАН, РГБ, ИВР РАН и т.д.). Студентам стоит обратить внимание на систематический каталог, в котором все книги расположены по темам. Это удобно, если вы не знаете, что конкретно вы ищете.
В начале исследования библиографию имеет смысл подбирать «концентрическими кругами», и сразу же разбивать по языкам. Сначала исследуется общеисторический контекст, т.е. литература по смежным темам. После, можно углубиться в литературу по конкретной теме.
Всю изучаемую литературу имеет смысл конспектировать с указанием страницы, чтобы потом легче было найти нужную мысль.
План работы
«Троица» хорошего начала: заглавие, введение и содержание.
Заглавие – это постановка проблемы. На основе анализа опыта (работ) предшественников выдвигается гипотеза. Собираются и анализируются данные, которыми студент располагает. После идет доказательство гипотезы, выводы и перспективы исследования.
Главная функция введения – показать, что студент в состоянии изложить идеи и сформулировать научную гипотезу.
Чаще всего проблемы возникают при недостаточном исследовании опыта предшественников – тогда, когда у студента нет понимания, какие аспекты не изучены, и не выдвигается собственная гипотеза.
Введение и что в нем написать (структура введения в любой работе)
- Актуальность темы исследования;
- Степень изученности темы исследования;
- Источниковая база исследования;
- Цель исследования + задачи;
- Объект исследования;
- Предмет исследования;
- Хронологические рамки исследования;
- Теоретическая основа и методы;
- Научная новизна исследования;
- Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования;
- (Апробация результатов исследования);
- Структура работы.
Введение стоит написать в самом начале работы, т.к. оно послужит некоторым гайдлайном, по которому будет писаться работа. В ходе работы все может поменяться – и тогда можно переписать введение, однако, не стоит писать его с нуля в самом конце.
Что такое актуальность?
В этой части введения студент должен обосновать, почему важно изучить выбранную им тему. Необходимо показать, какие ее аспекты изучены были, а какие, напротив, еще не получили должного освещения.
Двигаться здесь можно «концентрическими структурами» – от общего контекста к актуальности частной проблемы. Актуальность темы исследования – в введении необходимо связать тему с современной проблематикой. Эта часть должна занимать не меньше страницы.
Степень изученности исследования
Этот раздел – не является перечислением фамилий предшественников. Здесь нужно показать, что студент в курсе, что до него было написано по теме исследования. Таким образом, нужно не просто перечислить работы, а проанализировать, что и как уже было изучено по вопросу.
Для начала, можно указать несколько исследований по более общей проблеме, а затем «спуститься» к выбранной теме. Нужно показать, какие еще есть лакуны и что необходимо восполнить. Если эта работа не будет произведена, то студенту будет сложно определиться и с источниковой базой.
Этот раздел соответствует, но не ограничивается, разделу «Литература» в библиографии в конце работы.
Источниковая база исследования
В разделе источниковой базы должны быть перечислены и кратко описаны основные источники, которые легли в основу исследования. Важно не просто перечислить все источники, а пояснить какие источники и для чего были использованы.
Этот раздел соответствует, но не ограничивается разделу «Источники» в библиографии в конце работы.
Цель исследования и задачи
Цель исследования – всегда «выявить» что-то (особенности, характеристики и т.д.). Это не могут быть «анализ», «рассмотрение» или «изучение», потому что цель предполагает достижение нового знания. Результат не может быть равен процессу поиска, анализа и т. п.
Если цель в исследовании только одна, то задач может быть много: чаще всего, от 3 до 6. Количество задач может соответствовать количеству параграфов в работе.
Объект и предмет исследования
В самом простом варианте, объект исследования – это единство предмета исследования, выраженного в понятиях.
Предмет исследования – непосредственное явление, которое мышление конструирует для того, чтобы познать его в опыте. Проще говоря, это то, что нам явлено: исследуемый текст, трактат (то, что дано нам в опыте).
Предмет – то, что непосредственно исследуется, а объект – то, аспектом чего исследуется предмет. Другими словами, предмет представлен, а объект мыслится. Объект исследования есть абстрактная проекция результата исследования.
Хронологические рамки исследования
В курсовой или дипломной работе студент стоит прописать для читателя каким периодом времени, ограничивается ваше исследование (также это убережет от вопросов на защите). Выбор рамок должен быть обусловлен объективными причинами, которые имеет смысл упомянуть прямо во введении. Например, в это время произошли важные изменения в политической системе, изданы указы, появились работы – и именно исследование этого периода позволит получить новое знание по вопросу.
Отметим, что не стоит брать период времени, более широкое (или более узкое), чем понадобится для исследования.
Теоретическая основа и методы исследования
Теоретическая основа исследования – это сумма тех подходов и трудов предшественников, которая ложится в основу исследования.
Методологию нужно воспринимать как то, что поможет написать работу, это «оружие» студента. Также стоит не просто перечислить методы, а описать как и где они были использованы.
Вкратце рассмотрим, какие могут быть методы:
i. Общенаучные методы «количественные методы, сравнительно-сопоставительный)
ii. Исторические методы исследования (историко-генетические метод, сравнительный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод, историко-теоретический метод)
а. Генетические методы используется при рассмотрении предмета в процессе его становления.
б. В случае, когда в работе используются источники разного времени в историческом контексте, производится их сопоставление —м используются сравнительные методы.
в. Историко-типологические методы подразумевают, что множество явлений разбивается на группы (на типы) и типологизируются (создается, например, классификация).
г. При исследовании истории мысли возникает необходимость выстроить их в систему, попытаться понять терминологический аппарат и объяснить его: в этом случае используются историко-теоретические методы.
iii. Философские методы (диалектический метод, феноменологический метод, герменевтический метод, семиотика). В Laboratorium Orientale существует целый курс лекций, посвященным философским методам научного исследования — ищите записи лекций на ютуб-канале или в формате статей в нашей группе.
iv. Лингвистические методы (семантический анализ, стилистический анализ, контент-анализ, концепт-анализ, дискурс анализ, структурный (таксономический) метод, метод оппозиций, дистрибутивный анализ).
Остальные пункты введения
Научная новизна исследования подразумевает наличие конкретно поставленных задач и их решение в параграфах. К каждой главе стоит писать выводы, этот материал можно использовать для выводов в заключении, так легче будет вывести научную новизну.
Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая ценность – это результаты исследования, которые могут быть использованы, например, при дальнейшей разработке этой проблематики. Практическая значимость – то, как можно применить результаты при разработке учебных курсов, учебных пособий.
Структура работы прописывается простейшим образом: «…работа состоит из введения, N глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя N наименований».
Просто полезное
! Научный руководитель должен увидеть работу как можно раньше.
! Начинать писать работу можно с любого места (но введение набросать обязательно).
! Не допускайте отсутствия ссылок в тексте.
! Поясненная во введении методология поможет ответить на вопросы на защите.