Первые 5–6 лет пребывания коммунистов в Тибете (1951-1956 гг.) называют «медовым месяцем». Тогда внешний облик интеграции китайцев в тибетское общество представлялся покровительствующим – строились новые школы, дороги, больницы, развивалась инфраструктура региона. Однако затем КПК инициировало серию аграрных реформ. Политика перераспределения земель, введение коллективного земледелия побудили местных землевладельцев и лам к вооруженным восстаниям в 1955–1956 гг. Они стали первыми импульсами к стремительному росту недовольства тибетцев политикой Пекина. Уже тогда китайцы прибегали к использованию артиллерии и авиации для усмирения настроений восставших, фиксировались случаи расстрелов лам[1].
Очагом волнений стало восстание в Лхасе в 1959 г., поводом к которому явилось приглашение китайцами Далай-ламы для просмотра «особого танцевального представления» в одном из объектов военной инфраструктуры. Тибетцы вышли на улицы, чтобы препятствовать этому визиту, потому что видели в нем угрозу жизни главы региона. Кроме того, в столицу стекались тибетцы со всей страны по случаю праздника монлам[2]. Забастовка приобрела характер восстания, провозглашались лозунги о восстановлении независимости Тибета. Противники коммунистического режима обратились к индийским тибетцам с просьбой пригласить ООН к разрешению вопроса суверенитета Тибета через правительство Индии[3].
В части рассказа о событиях «либерализации» страны, автор допустил неточность в предположении о том, почему ООН отклонил запрос тибетцев о помощи. Высказанное мнение более удачно вписывается в контекст событий 1959 г., ведь теперь в Совет Безопасности организации входило именно коммунистическое правительство Китая.
Поводом к увеличению военного присутствия китайцев в Тибете стал отказ Далай-ламой подавить волнения силами тибетской армии, что шло вразрез с подписанным «Соглашением…». Нестабильное положение в регионе и преследование китайскими войсками вынудило Далай-ламу бежать в Индию. Восстание продолжалось несколько месяцев и унесло жизни тысяч тибетцев. Воспользовавшись неоднократными «нарушениями» статей «Соглашения…», китайские коммунисты сами аннулировали его действие, а затем передали полномочия местного правительства парткомитету ТАР[4]. Впоследствии в Тибете были запущены «демократические реформы», включавшие в себя создание народных коммун, коллективизацию и др. Эти процессы сопровождались высоким уровнем смертности от голода, упадком сельского хозяйства в связи с забоем скота и общим спадом экономического потенциала, присущем всей территории Китая в период Большого скачка и введенных «двойных планов»[5].
Начало Культурной революции
С провозглашением Великой Пролетарской Культурной Революции перед КПК встала проблема реализации ее программы на территории Тибета, вызванная особенностями региона. К моменту начала процесса там насчитывалось порядка 700 учащихся средних школ[6], было необходимо «завезти» движущую силу Культурной революции в лице хунвэйбинов и цзаофаней. Кроме того, было важно организовать грамотную печатную пропаганду – с этой целью «революционеры» распространяли десятки тысяч экземпляров «Красной книжки», цитатника Мао Цзэдуна, на тибетском языке[7].
Ряды «красной стражи» пополнялись и тибетцами: одним из участников движения стал Таши Церинг. Он вспоминает, что, посетив первый тамцинг (собрания по уничижению т. н. «контрреволюционеров»), он не смог понять, как за то небольшое время с начала Культурной революции преподаватели, на которых они равнялись, стали угрозой светлому будущему коммунистического Китая[8]. Правительство Китая закрыло монастыри Тибета и запретило проводить религиозные обряды, читать молитвы даже в своих домах.
Напомню, главная идея Культурной революции – искоренение «четырех цзю». Для каждого из подразумеваемых понятий, мышления 思想 сысян, культуры 文化 вэньхуа, привычек 习惯 сигуань и обычаев 风俗фэнсу используется иероглиф 旧цзю – старый, прошлый, былое. Исследователи не сошлись во мнении о том, как следует переводить лозунг «сокрушить четыре цзю» 破四旧 посыцзю на русский язык. Одни предлагают называть неугодные КПК явления пережитками, другие используют словосочетание «четыре старых». Любопытно заметить и следующее: сам иероглиф 破 по имеет такие значения, как «ломать», «избавляться от», «дурацкий», «убогий», что ясно показывает отношение КПК к прежнему разнородному укладу жизни населения Китая.
Итак, хунвэйбины и цзаофани реализовывали упомянутую программу и на территории Тибета. Фактически этот процесс начался еще в 1950-е гг. с вхождением региона в состав КНР. Китайцам нужно было создать в Тибете новое общество, способное воспринимать коммунистические идеи и видеть общее будущее под крылом КПК. В феврале 1966 г., еще до начала Культурной революции, КПК организовала митинги против празднования культового для тибетцев праздника монлам[9]. Населению запретили его праздновать, что стало одним из главных ударов по тибетской культуре. В августе был инициирован разгром храмов Джокханга и Рамоче[10]. Распространялись дацзыбао[11]с призывами отказаться от старых названий, праздников, религиозных обычаев; уничтожить фотографии Далай-ламы и Панчен-ламы; реформировать тибетский язык так, чтобы его грамматика стала более доступной, и в него можно было внедрить социалистическую терминологию и др.
Если для ханьских регионов страны ключевым аспектом пропаганды была необходимость отречения от капиталистических принципов ведения хозяйства и устройства общества, то в случае Тибета наравне по важности стояло и уничтожение всего тибетского с одновременным насаждением всего китайского. О дальнейших событиях – в следующей публикации.
[1] Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А.Терентьева, 2010. Стр. 232
[2] Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времён до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. Стр. 167
[3] Кузьмин С. Л. Там же. Стр. 236
[4] Там же. Стр. 244
[5] Двойной план – введенное КПК требование к необходимому уровню продуктивности всех отраслей экономики. Включал в себя «обязательный» и «желательный» элементы. Из-за волокиты бюрократического аппарата введенные центром стандарты обязательного и желательного планов, доходя до нижнего административного уровня цунь, увеличивались в как минимум 2 раза (как правило, значительно больше).
[6] Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. Там же. Стр. 172
[7] Там же. Стр. 172
[8] Goldstein M.C., Tsering T, Siebenschuh W. The struggle for modern Tibet: The Autobiography of Tashi Tsering. USA: M.E. Sharpe, 1997. P. 103
[9] Кузьмин С. Л. Там же. Стр. 289
[10] Там же. Стр. 291
[11] Рукописные листовки