Курс лекций
"История и культура стран Восточной Азии"

В рамках настоящего курса проходят лекции по истории и культуре стран Восточной и Юго-Восточной Азии через призму уникальных авторских исследований приглашенных специалистов.

Благодаря взгляду через оригинальные темы, мы не просто изучаем темы, как они излагаются в учебниках, но погружаемся в мир японских библиотек и в историю японской книги, в философию и практику воинской традиции Вьетнама, в премудрости женской даосской алхимии.

Разбираемся в перерождении китайских элит XIX-XX вв., слушаем песнопения буддистов-приверженцев простонародного культа бодхисаттвы Гуаньинь и многое другое.

Лекторы курса

Лекции курса

Военная традиция стран Восточной Азии

В своей лекции к.и.н. В. А. Ветюков рассказывает о военной традиции стран дальневосточного культурного ареала. Речь идет о понятии военной традиции и её основных компонентах (структура и комплектование армии, военное обучение, боевые искусства, традиционное вооружение, тактика и стратегия). Лектор прослеживает  истоки представлений о военном начале в духовно-философских учениях Дальнего Востока. Рассматривается влияние китайских методов военного строительства на сопредельные страны и их дальнейшая трансформация в новых условиях.

Легенда о принцессе Мяошань и культ Бодхисаттвы Гуаньинь в китайском народном буддизме.

Культ Бодхисаттвы Гуаньинь (санскр. Авалокитешвара) занимает особое место в системе китайских народных верований. Одним из воплощений «народного буддизма» является «Баоцзюань о [горе] Сяншань», который до сих пор пользуется популярностью в некоторых районах Китая. «Баоцзюань о  Сяншани», старейшая версия которого относится примерно к 15-16 вв. рассказывает о земном воплощении Бодхисаттвы Гуаньинь  в образе принцессы Мяошань и о ее борьбе за право духовной независимости в рамках китайской патриархальной семьи.

Стихотворения Изначальной владычицы
Сунь Бу-эр и метафоры языка женской алхимии

Женская алхимия (нюй дань 女丹) – это наименее изученная область религиозного даосизма (Дао цзяо 道教). Это комплекс психофизиологических методов, учитывающий специфику женского организма и направленный на его преобразование с помощью «Обезглавливания Красного дракона» (чжань чи лун 斩赤龙) с целью получения статуса небожительницы (нюй сянь 女仙).  Основательницей женской алхимии даосская традиция считает наставницу школы Полного совершенства (Цюаньчжэнь 全真) по имени Сунь Бу-эр 孫不二, жившей в 12 в.

Искусство японской книги:
с древности до начала ХХ века

В настоящее время Япония входит в число лидеров среди стран по количеству напечатанных и проданных книг. Если обратится к истории, то можно проследить интереснейший путь развития книгоиздания и эволюцию японской книги от рукописных свитков до электронных изданий.  

Практически с самого своего появления на рубеже VI-VII вв. японская книга обладала высокой художественной ценностью, а ее оформление диктовалось существованием иероглифического письма, функциональном назначением и вкусами читательской аудитории.   Тушь, бумага были изобретены в Китае, примерно в начале II в., и первые японские книги создавались по подобию рукописей, привезенных с материка. 

Библиотеки Японии: путь из Нара в Рэйва

На лекции В. С. Берёзкина рассказывает, что первые места хранения письменных трудов возникли в Японии еще в период Хэйан (8-12 вв.). Развитию письменной книжной культуры способствовали поступающие с материка книги, развитие японской письменности, распространение буддизма. Книжные хранилища стали возникать при крупных буддийских храмах, таких как Хорюдзи.

Поговорили и про развитие библиографического дела в древней Японии.   Особенно интересным периодом в контексте темы лекции стала эпоха Эдо.

“Такого не случалось с древних времен…” –
о перерождении китайских элит во второй половине XIX века

С падением цинской империи в 1911 году на первый план во внутренней политике Китая вышли военизированные группировки. Власть региональных милитаристов достигла пика в 1916-1928, что сопровождалось фактическим распадом китайского государства.

Приход к власти милитаристов во многом определил ход истории Китая и Дальнего Востока на протяжении всего XX века, и потому понимание предпосылок эпохи милитаризма представляет огромную важность.

 

Классификация китайских традиционных музыкальных инструментов и общая
музыкальная теория Китая до XX века

Лекцию прочитает Мария Константиновна Маковецкая – лауреат международных конкурсов, педагог и выпускница консерватории им. А. К. Глазунова по классу арфы.   

Музыкальная сфера – одна из самых интересных и многоуровневых областей китайской культуры. Она включает в себя и уникальное музыкальное мышление китайцев, и реставрацию традиционных музыкальных инструментов, и даже разработку новых на их основе.  Разобраться самостоятельно в этой теме, особенно не зная теорию музыки и инструментоведение, а также не учитывая специфику китайской культуры, – просто невозможно. 

Ваша подписка на рассылку “Laboratorium Orientale”
успешо оформлена

Письмо-подтверждение придем вам на почту

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.