Курс лекций "Методология научного исследования"
“Методология научного исследования” — это модульный курс, состоящий из общенаучного, философского, исторического и лингвистического блоков.
В каждом блоке раскрываются либо общие принципы написания научных и научно-учебных работ, либо конкретная исследовательские методы и подходы в соответствующих тематическим блокам областях.
Цель курса — на широком спектре материалов (как востоковедных, так и выходящих за эти рамки) показать молодым ученым богатство методологического арсенала и возможности его применения.
Лекторы курса

Ольга
Бонч-Осмоловская
Основатель и руководитель Laboratorium Orientale,
кандидат исторических наук, научный сотрудник ИВР РАН,
ст. преподаватель НИУ ВШЭ СПб,
востоковед-китаист

Варава Маргарита Владимировна
основатель школы WRITESCIENCE

Рысаков
Алексей Сергеевич
кандидат философских наук, востоковед-китаист

Ивченко Тарас Викторович
доцент РГГУ,
доцент НИУ ВШЭ,
директор Института Конфуция при РГГУ

Платонова Надежда Игоревна,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН, профессор Института истории СПбГУ

Сафронов
Никита Алексеевич
лингвист, популяризатор науки
Лекции курса
Философский блок
Введение в философскую методологию
В первой лекции философского блока курса по методологии научного исследования мы разберёмся с методом как способом научного мышления. Поднимем вопрос о различении содержания и акта мышления. Как редуцируется психика? Мы рассмотрим логические и эйдетические области философской рефлексии, а также классификацию философских методов.
Проанализируем проблему модальности научных методов и познакомимся с философскими методами в социогуманитарных науках в целом и в востоковедении в частности.
Логико-аналитические методы исследования
После краткого введения в философскую методологию, мы начнём разбираться с проблемами формализации науки. Рассмотрим логические методы исследования в гуманитарных дисциплинах. Поговорим о формальной логике как языке науки и зададимся вопросом, возможна ли неконсистентная логика в научном познании? Разберём примеры логико-аналитического конструирования в методологическом поле истории и культуры.
Основной акцент будет сделан на семиотике, структурно-функциональном методе, методе деконструкции и системном подходе.
Герменевтические методы исследования
А. С. Рысаков рассказывает о постструктурализме и методах деконструкции, а также разберет структуралистские методы исследования и их критику.
В рамках лекции слушатели больше узнают о смысловой и деятельностной сторонах языка, о проблемах интерпретации текста и герменевтике.
В частности – о фундаментальной онтологии и герменевтике Хайдеггера, а также герменевтике восточных текстов.
Эйдетические методы мышления в изучении интеллектуального наследия
На лекции речь пойдет про исторические варианты феноменологии, позицию наблюдения и процедуру эпохэ. Что такое естественная и феноменологическая установка сознания? Мы будем рассматривать феноменологию Хайдеггера и проблематизацию научного знания.
А. С. Рысаков расскажет о трансцендентальных условиях научного наблюдения и научного изучения, а также – об естественной и феноменологической установках сознания.
На лекции вы также сможете узнать про эволюцию диалектического метода от Платона к Гегелю и осмысление диалектики в философии и науке в ХХ в. Наконец, лектор расскажет о границах и условиях применимости феноменологии и диалектики.
Диалектика как эйдетический метод познания
На лекции обсуждаются следующие темы: – Исторические формы диалектики (Платон, Гегель). Диалектика и диэреза. Речь как пространство интерсубъективного, как бесконечный потенциал переопределения слов. – «Парменид» как модель диалектики (соотношение четырех категорий: одного, иного, полагания, отрицания).
Знание как взаимосогласованность взаимоисключающих противоречий, мышление как возможность иного мышления.
Диалектический метод как инструмент другого топоса понимания. Гипотезы «Парменида» как способ понимания иных культур.
Лингвистический блок
Сравнительно-исторические исследования на примере славянских языков
Сравнительно-историческое языкознание — одна из старейших областей лингвистики как науки. Её основания были заложены ещё на рубеже XVIII–XIX вв. Славянский материал также не преминул встать под прицел пристального изучения.
Однако же новые методы и революционный по своему свойству материал обогащает эту область знания беспрерывно даже и в последние десятилетия. Побеседуем о том, как работает лингвистическая компаративистика: как доказывает гипотезы о происхождении слов, устанавливает родство языков, создаёт праязыковые реконструкции.
«Слово о полку Игореве» — что в этом произведении занимает лингвистов и что они уже могут сказать ясно?
Древнерусское произведение о неудачном походе кн. Игоря Святославича как вследствие местами «тёмного» содержания, так и вследствие уникальности своей формы уже два века будит несметное множество соображений на свой счёт — подчас весьма причудливых и феерических. Из всех наук, что занимались памятником, именно лингвистика смогла в изрядной мере отделить умозрительные построения от позитивного знания.
Это неудивительно — ведь именно языковедение накопило в своём арсенале наибольшее количество точных методов работы с материалом.
Лингвистический подход к структуре предложения: составляющие и отношения между ними
До сих пор ведутся споры о том в каких терминах и каким образом следует подходить к структуре китайского предложения, свободный ли порядок слов в китайском языке и следует ли говорить о подлежащем и сказуемом или же о топике и комментарии.
В рамках лекции Т. В. Ивченко расскажет о существующих проблемах и возможных видениях структуры предложения в китайском языке. В каких терминах следует говорить о структуре китайского предложения, каким следует считать порядок слов в китайском языке, как описывать части речи в китайском языке?
Общенаучный блок
Как написать курсовую/дипломную работу?
Ольга Андреевна Бонч-Осмоловская, руководитель проекта Laboratorium Orientale, расскажет о том, как написать хорошую исследовательскую или курсовую работу.
Вы узнаете, что обязательно должно присутствовать в квалификационной работе, как правильно написать введение к курсовой или диплому, и, конечно, – что такое методологическая база исследования и какие вообще бывают методы исследования.
Чем отличается источник от научной литературы? Как сформулировать цель и задачи исследования? Какая структура должна быть у работы и как понять, актуальна ли тема? Откуда берется новизна исследования?
Научный текст: между аскезой и интеллектуальным удовольствием
Каждого человека хоть раз в жизни поражал особый флер, которым окружена наука. Эти загадочные люди-ученые, которые не просто знают больше нас, а словно находятся в другом, более продвинутом уровне понимания процессов мироздания. А если этот загадочный человек-ученый — это теперь Вы, но теперь перед глазами не загадочная романтика исследования, а «белый лист», на котором как-то должен появиться научный текст? Который предательски застрял где-то между заголовком и бесконечном чтении очень важной монографии по теме.
На лекции мы разберем способ эффективно выстроить процесс создания научного текста от идеи до воплощения в виде текста. А именно: — как из множества идей выбрать «ту самую», на которой построить текст — как организовать процесс предварительного исследования и получить интересный для научной аудитории результат