21 апреля, 2024
Развитие жилой архитектуры в Сеуле в первой половине 20 века

Жилая архитектура – зеркало уровня жизни населения страны, его культурного кода, мировоззрения и истории. Давайте проследим этот процесс синхронизации развития жилой архитектурой с развитием истории народа в ней проживающего на примере одного города – столицы Южной Кореи – Сеула.

Трущобы на берегу реки Хан. Кёнсон (Сеул 1911-1946), 1920г.
Трущобы на берегу реки Хан. Кёнсон (Сеул 1911-1946), 1920г.

В 1910 году Корейская империя перестала существовать, став частью Японии. Вместе с властью сменился быт и облик Кесона (Сеул в 1910-1945 годах). Началось освоение Южного берега реки Хан и строительство постоянного моста. Для сооружения железной дороги разрушались бывшие городские стены. Обедневшие крестьяне селились на берегах реки и её притоков в самодельных каркасных домах на сваях, образуя большие районы городских трущоб.

В это же время модернизировался традиционных корейский дом – ханок. Ярким примером такого жилища является ханок Пэк Ин Чже, построенный в районе Букчхон в Сеуле в 1913 году. Особняк был построен по заказу Хан Санрёна (1880-1947), одного из самых влиятельных банкиров японского колониального периода. Он планировал свой дом не только как личное пространство, но и как деловой центр и клуб для приёмов и банкетов для зарубежных гостей. Так он хотел сформировать у иностранцев положительное восприятие корейской культуры и воспитать уважительное отношение к ней.

В гостевых помещениях были использованы новые материалы: красный кирпич для несущих стен, застеклённые окна. Увеличилась площадь сада. При этом сад стал регулярным, что противоречит корейской концепции о красоте и совершенстве дикой, нерукотворной природы. С трёх сторон его обрамляли комнаты для гостей с большими видовыми окнами, которые позволяли любоваться красотою ландшафта в любое время суток.

В интерьерах преобладали импортная мебель, обои и произведения искусства. Вдобавок к роскоши предлагался особый комфорт в виде персональных уборных в здании, что не характерно для корейцев, стремящихся отнести их как можно дальше от жилого помещения. Хозяйская же часть помещений, второстепенная в общем объеме усадьбы, напротив была выполнена в соответствии со строгими канонами традиционного национального жилища. Без лишней роскоши, в привычных материалах (глина, камень, дерево).

Ханок Пэк Ин Чжэ
Ханок Пэк Ин Чжэ

Изменение традиционного дома началось с замены материалов. Новые материалы, такие как кирпич, гальваническое железо, оцинкованное железо были очень дешевыми, поэтому их использовали для стропил и балок кровли. Её свес значительно уменьшился и был немного приподнят.

После разрушительного землетрясения на северо-востоке Японии строители начали проявлять больший интерес к более прочным конструкциям и материалам. Был сформирован японо-американский дом, который представлял собой одноэтажное строение с гостиной, окруженной верандами. Оно покрывалось двускатной кровлей из японской черепицы, цинкованного железа или красного шифера. Изолированные комнаты были соединены коридором или холлом, в который можно было попасть через прихожую и веранду.

Исчезли дифференцированные по функциям комнаты: теперь роль столовой, библиотеки и гостевой комнат выполняла одна гостиная. При этом все помещения отапливались системой ондоль, а часть из них была покрыта татами. С 1922 года необходимо было использовать только негорючие материалы, поэтому соломенные крыши были заменены черепичными. Несущие стены выполнялись из кирпича, а перекрытия из дерева – это позволило улучшить санитарную обстановку жилища: сократилось количество мышей и тараканов в нём.

В планировке главным изменением стало исчезновение отдельных помещений для главы семьи и слуг из традиционного дома. Однако кухни по-прежнему были в традиционном стиле, т.е. несколько ниже основного уровня помещений, а дома с туалетами и ваннами внутри были очень редкими. Впоследствии улучшенный ханок будут обвинять в излишней декоративности интерьеров, т.к. появились такие отделочные материалы, как глазурованный кирпич или плитка и краска или лак.

Архитектор Чон Се Гвон (1888-1965) спроектировал улучшенный ханок Конян в 1934 году. В здании была проведена система водоснабжения, в отделке кухни использовали керамическую плитку. Жилые комнаты были ориентированы на Юг, чтобы увеличить объем естественного освещения помещений, т.е. были поставлены вопросы инсоляции жилого пространства.

Чон Се Гвон. Дом Конян. План второго этажа
Чон Се Гвон. Дом Конян. План второго этажа

Из единственного найденного изображения плана 2 этажа можно сделать вывод о расширении полезной площади в доме в 4 раза, сохранении принципа изолированных комнат, объединённых коридором, и принципа всестороннего освещения. Дополнительно в указанном плане можно увидеть небольшую придомовую территорию и обособленный от здания вход. Таким образом, жилище, предложенное им, было значительно расширено, но по-прежнему являлось частным домом для одной семьи.

Самый продуктивный архитектор Пак Гиль Рён (1898-1943), предлагал свои решения для улучшения жилищных условий. В проекте его дома прихожая была оснащена в японском стиле, т.е. её уровень был ниже уровня пола остальных комнат. Далее следовал коридор, соединяющий жилые комнаты и хозяйственные помещения.

Среди жилых помещений новшеством оказалась детская комната, комната для мужчин была объединена с гостиной, главная спальная была разделена на две части коридором. Рядом с ней располагалась кухня, к которой примыкали туалет и ванная, столовая и комната прислуги. Из этого набора комнат можно сделать вывод, что такой дом мог принадлежать только состоятельным гражданам.

Наиболее ярким сохранившимся примером является бывшая резиденция государственного деятеля и педагога Чан Мёна. Построенное в 1937 году, одноэтажное здание имеет впечатляющую плиточную кухню с встроенной раковиной, а также жилое пространство с нишами для размещения крупногабаритной мебели.

Дом Чан Мёна. Прихожая
Дом Чан Мёна. Прихожая

В доме нет ни обходной галереи, ни террасы, к жилому пространству подводит каменный стилобат. Согласно корейской традиции, в доме нет центрального входа, есть наиболее часто используемый всеми членами семьи. В то же время, обнаженные в старом ханоке, балки и стропила кровли закрыты деревянным потолком. Таким образом, частное строительство в Сеуле 1930-х годов вернулось к силуэту и конструкции традиционного корейского дома.

Прогрессивные слои корейского населения (ученые и знать), в попытках найти компромисс с японским правительством, не теряя при этом национальной идентичности, сформулировали теорию нового типа городского жилья, основанного на синтезе корейского, японского и европейского строительства. Индивидуальный дом, обладающий удобствами и оформленный в европейском стиле – назывался “жилище Мунхва”.

Дом Чан Мёна. Комната
Дом Чан Мёна. Комната

Одним из ярких сохранившихся примеров коттеджа Мунхва является дом в Хом-доне. Он был построен в коттеджном посёлке недалеко от Кёнсона в 1920-х годах. Двухэтажный дом на высоком цоколе, за основу конструкции взята традиционная стоечно-балочная система северного ханока с глинобитными стенами. Высота первого этажа – 3,25 м, второго – 2,9 м. Общая площадь одного жилого этажа равна 30 м², площадь помещения в цоколе 6 м². На первом этаже размещаются кухня-гостиная с выходом на лоджию и прихожая, на втором спальня с выходом на лоджию. Окна расположены на всех 4-х стенах здания.

Примечателен тот факт, что с соседним домом есть общая стена, т.е. была произведена плотная застройка без придомового пространства. Фотография открытого участка стены позволяет заметить, что использован характерный для ханока приём пханчук (метод устройства несущей стены путём трамбования земли между опорами при помощи специальных инструментов). При этом, несущие стены облицованы красным кирпичом.

Дом Чан Мёна. Кухня
Дом Чан Мёна. Кухня

Из-за увеличения этажности жилого дома, стало затруднительно использовать систему ондоль в качестве отопительной на 2 этаже, это объясняет отрицательное отношение к коттеджам Мунхва как к непригодному для жизни в Корее жилищу. Примечательно большое количество окон на одно помещение и наличие лоджий, как дань уважения традиционной корейкой системе балконов, лоджий и галерей террасы мару. Несмотря на отдаленность коттеджного посёлка от центра города, застройка была плотной настолько, что не позволяла иметь придомовое пространство.

С подачи японской администрации впервые на ткани города появились многоквартирные дома для рабочих, называемые «Йо». Площадь квартиры составляла примерно 10 м², удобства перешли в места общего пользования и располагались на этаже. Такие общежития можно рассматривать как первые квартиры.

Само слово «квартира» впервые появилось в журнале «Чосон и архитектура» в 1925 году. В статье говорилось о строительстве трехэтажного бетонного квартирного дома с фотографиями, планами и спецификой конструкции. Описываемое здание получило название «квартира Микуни» по имени предприятия, которое построило жилой корпус для своих работников. Это положило начало корпоративному строительству среди японских фирм в Корее, 3-4 этажных кирпичных зданий с железобетонными перекрытиями. Кроме Микуни известны также квартиры Тойота, построенные японцами для японцев, и Хэва (1942), построенные корейцами преимущественно для японцев.

Жилой корпус Микуни. 1930 г.
Жилой корпус Микуни. 1930 г.

Во время боевых действий 1945, 1950-1953 годов жилой фонд Кёнсона-Сеула пострадал в большей мере. Кроме того, большинство жилых и общественных зданий, построенных во время японского колониального периода, были специально разрушены как свидетели трагичного для страны периода. Сохранившиеся экземпляры не охраняются государством, и постепенно исчезают с карты города по программе реновации районов.

Начиная с 1960-х годов жилая архитектура Сеула приобретала универсальный вид и постепенно отходила от традиционных форм, которые не уживались с многоэтажностью и многоквартирностью.

В следующей публикации мы рассмотрим вопрос развития жилой архитектуры в Сеуле во второй половине 20 века!

Автор: Дарья Нахимова

Другие Статьи/Исследования

Ваша подписка на рассылку “Laboratorium Orientale”
успешо оформлена

Письмо-подтверждение придем вам на почту

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.