21 апреля, 2024
“Школа на горбе верблюда”: традиционное образование Мавритании

В Мавритании, стране довольно далёкой и малоизвестной, существует особенный вид традиционных исламских школ под названием «‎махдара» (محظرة или محضرة). Махдара – это мусульманская школа, в которой обучаются религиозным дисциплинам под руководством шейхов, то есть исламских учёных. Появление первых махдар исследователи относят к XI веку. Школы находятся за городом и открыты для людей любого возраста и пола. Обучение в махдаре не требует оплаты и начинается после того, как студент полностью или частично выучит Коран [1, С. 534].

Удивительны махдары тем, что в них до сих пор сохраняются образовательные традиции, которые существовали ещё в эпоху Средневековья. В этих школах ученики заучивают тексты по разным предметам наизусть, после чего могут их цитировать по памяти практически идеально [1, C. 535] Среди таких текстов, например, можно выделить поэму о грамматике арабского языка под названием «‎Альфия» [1, C. 536], которая была написана филологом ибн Маликом в XIII веке. Сами шейхи наизусть знают всё, что преподают. Они поправляют своих учеников во время устного изложения текстов, а также дают к материалу свои комментарии.

Яркой иллюстрацией глубины знаний шейхов может стать история, описанная в статье «‎Махдара в Мавритании, сердце красноречия и хифза в Шингетти». Шейх Мухаммад Махмуд аль-Таркузи, живший в XX веке, сказал учёным из университета Аль-Азхар, что знает один из словарей арабского языка так, будто это сура «‎аль-Фатиха» (сура, которую большинство мусульман знает наизусть). Учёные организовали экзамен, в результате которого они убедились в правдивости его слов и стали корректировать свою версию словаря, полагая версию аль-Таркузи более точной [7].

Манускрипт поэмы ибн Малика “Альфия”. URL: https://vivajerez.es/jaen/968658/ibn-malik-al-yayyani/
Манускрипт поэмы ибн Малика “Альфия”. URL: https://vivajerez.es/jaen/968658/ibn-malik-al-yayyani/

Махдары, несмотря на постоянные экономические проблемы Мавритании и низкое финансовое благополучие студентов, продолжают быть привлекательными для студентов из Европы, США, Канады и стран исламского мира [2, С. 152]. Кроме того, в некоторых из них сохраняется традиционный уклад жизни обитателей пустыни, существующий уже несколько веков. Школы могли переезжать с места на место в поисках воды или места для выпаса животных [1, С. 534]. Махдары часто называли «l’école à dos de chameau», что значит «‎школа на горбе верблюда» [3, С. 70-71].

Обучение в махдаре делится на три ступени: начальную, среднюю и продвинутую. На начальной ступени, как правило, обучаются дети с 5 до 10 лет. Средняя ступень обучения может быть приравнена к окончанию школы, а продвинутая длится до того момента, пока студент сам не захочет её завершить [1, С. 536]

Очень многие махдары находятся в городе Нуакшот, столице Мавритании, однако они располагаются в том числе и в более отдалённых районах страны: например, в городах Бутильмит, Нуадибу, Тиджикжа. Известная махдара располагается в деревне Набаггия.

Исследователи Б.Бенсаид и Т.Ладжал делят махдары на 3 типа: махдары с широким набором преподаваемых дисциплин, махдары с ограниченным набором дисциплин и коранические школы. Согласно исследованию 1995 года, в Мавритании существовали 246 махдар второго типа и 151 – первого [1, C.533]. С одной стороны, учёные включают в список махдар коранические школы (куттабы), где обучали чтению, письму и Корану. С другой стороны, Т.Ладжал, Б.Бенсаид и исследовательница Э.Петтигрю, утверждают, что обучение в махдарах начиналось только после полного заучивания Корана. Стоит иметь в виду, что иногда слово «‎махдара» используют не только для обозначения школ, в которых изучают религиозные дисциплины, но и для обозначения коранических школ.

Из истории махдар

Слово «‎махдара» (محظرة или محضرة) образовано либо от корня حَظَرَ, что значит «‎обносить забором» или «‎запрещать», либо от корня حَضَرَ, что значит «присутствовать» или «‎пребывать». Оба варианта слова одинаково используются носителями в письменной речи. Слово محظرة (или محضرة) относится к именам места и времени, а та марбута (ة) на конце указывает на постоянство и частоту действия. Слово «‎махдара» может иметь несколько значений, в частности «‎место, обнесённое забором» или «‎место присутствия». Согласно мнению исследователей Б.Бенсаида и Т.Лаждала, махдара символизирует двор вокруг дома шейха, на котором ученики молятся или учатся [1, C. 531-532]. Пока что вопрос о точном значении этого слова можно назвать открытым.

Б.Бенсаид и Т.Ладжал предполагают, что возникновение махдар можно отнести к появлению династии Альморавидов (вторая половина XI века – первая половина XII века) и реформистскому движению шейха Абдаллы ибн Ясина. В 1039 году по христианскому летоисчислению ибн Ясин создал вокруг себя группу последователей и учеников, которая называлась «‎рибат» [1, C. 532]. «‎Рибат» был создан на территории современного Марокко. Сам Ибн Ясин принадлежал к маликитскому мазхабу, и его ученики распространяли маликитское право в Западной Сахаре [3]. Через несколько лет после основания эта группа последователей, сформировавшая ядро махдары, помогла ему основать государство Альморавидов [1, C. 532].

Востоковед Э.Петтигрю также добавляет, что на развитие интеллектуальной культуры Мавритании повлияло племя звайя (Zwaya), которое занималось преимущественно скотоводством, торговлей, преподаванием, а также религиозной деятельностью. Представители племени путешествовали в поисках новых знаний в образовательные мусульманские центры Северной Африки и Ближнего Востока [3, C. 65-66]. Махдары были тесно связаны с этим племенем, в частности обучение в них предназначалось для интеллектуальной элиты звайя [3, C. 68].

Моктар ульд Даддах, первый президент Мавритании, в книге «La Mauritanie contre vents et marées» («Мавритания против ветров и приливов») говорит о своём изучении Корана, которое происходило в 1930-х годах. Он описывает, что следовал за учителем, пока они пасли верблюдов в пустыне, и наизусть рассказывал урок. В это время учитель слушал, поправлял и давал комментарии к выученному материалу [3,C. 67-68].

Махдары сыграли существенную роль в то время, когда Мавритания находилась под влиянием, а потом и управлением Франции. Этот образовательный институт был источником сопротивления новым законам, которые вводились французами. Кроме того, именно шейхи махдар возглавляли антифранцузские восстания мавританских племён в 1860 и 1892 годах [1, С. 530].

Ученики и преподаватели махдары Эхль Байя (Ehl Bayyah). URL: https://lincchevie.com/2023/02/07/linc-visits-the-mahdara-of-ehl-bayyah-in-the-east-of-mauritania/
Ученики и преподаватели махдары Эхль Байя (Ehl Bayyah). URL: https://lincchevie.com/2023/02/07/linc-visits-the-mahdara-of-ehl-bayyah-in-the-east-of-mauritania/

Что именно изучают в махдаре?

Ранее было сказано, что обучение в махдаре делится на три ступени: начальную, среднюю и продвинутую. Учёные Б.Бенсаид и Т.Ладжал приводят примерную программу обучения махдар в своей статье «Desert-Based Muslim Religious Education: Mahdara as a Model». Важно помнить, что эта программа не является универсальной. Предметы в махдарах могут отличаться в зависимости от знаний каждого конкретного шейха.

На первой ступени в махдарах изучают жизнеописание пророка Мухаммада (сиру), фикх, грамматику, коранические науки. Маликитский мазхаб – главенствующая правовая школа в Мавритании и практически во всей северной Африке, поэтому ученики махдар изучают маликитское право. На второй ступени изучают таджвид, фикх, грамматику, лингвистику, сиру и теологию. На продвинутой ступени студенты изучают толкование Корана (тафсир), хадисы, логику, риторику, лингвистику, просодию и другие дисциплины [1, C. 536] Предметы на разных ступенях могут быть одними и теми же, разница будет только в сложности изучаемых текстов.

По каждой дисциплине ученики заучивают наизусть определённые поэтические или прозаические тексты. В качестве примера можно привести уже упомянутую выше поэму об арабской грамматике «Альфия». Текст можно послушать по ссылке ниже.

YouTube5:03

https://www.youtube.com/watch?v=WSp76tDVFi0&t=39s (поэма ибн Малика «Альфия», стихи 1-34)

Влияние мавританских шейхов и махдар в других странах

Интересно, что малоизвестные школы в Мавритании оказывают влияние на жизнь мусульман. Шейхи из Мавритании выступают на публику и зачастую становятся узнаваемыми людьми в мире ислама. Среди них шейх Мухаммад Аль-Хасан Ад-Дадау. Шейх часто выступает на телевидении стран Залива, а также читает лекции. Многие из материалов выложены на YouTube и переведены на русский и английский языки.

В статье Центра Беркли при Джорджтаунском университете (The Berkley Center for Religion, Peace, and World Affairs at Georgetown University) анализируется влияние Мавритании на Саудовскую Аравию в области религии. В этом тексте говорится об уже упомянутом шейхе Мухаммаде Ад-Дадау, а также о Мухаммеде аль-Амине аш-Шинкыти и Мухаммеде аль-Мухтаре аш-Шинкыти, которые занимали высокие посты в области образования в Саудовской Аравии [6]. Мухаммед аль-Мухтар аш-Шинкыти сейчас работает в Университете Хамада бин Халифа в Катаре [4]. Президент Университета Зайтун в США Хамза Юсуф также обучался в Мавритании [5].

Некоторые русскоязычные мусульмане отправляются в Мавританию, чтобы учиться в махдарах. Об этом было видео автором канала «Хочу домой» Леонидом Пашковским, герои которого переехали в другую страну, чтобы получать или, как говорят сами мусульмане, стремиться к религиозным знаниям.

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=ucj9kNCVu0c

YouTube48:26

Литература

  1. Ladjal, T., Bensaid, B. Desert-Based Muslim Religious Education: Mahdara as a Model // Religious Education. – 2017. – №112. – С. 529-541.
  2. Ladjal, T., Bensaid, B. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania // Journal of Ethnic and Cultural Studies. – 2019. – №1, Vol. 6. – С. 152-161.
  3. Pettigrew, E. Colonizing the Mahadra: Language, Identity, and Power in Mauritania Under French Control // Ufahamu: A Journal of African Studies UCLA . – 2007. – №33, 2-3. – С. 62-89.

Интернет-ресурсы

  1. Dr. Mohamed El-Moctar Shinqiti // CILE Center, URL: https://www.cilecenter.org/about-us/our-team/dr-mohamed-el-moctar-shinqiti (дата обращения: 29.08.2023)
  2. Hamza Yusuf // Zaytuna College, URL: https://zaytuna.edu/academics/faculty/hamza-yusuf (дата обращения: 29.08.2023).
  3. How Mauritania Exports Religion to Saudi Arabia—And Not Just the Other Way Around // https://berkleycenter.georgetown.edu, URL: https://berkleycenter.georgetown.edu/posts/how-mauritania-exports-religion-to-saudi-arabia-and-not-just-the-other-way-around (дата обращения: 29.08.2023).
  4. المحضرة في موريتانيا.. سر الفصاحة وحفظ المتون في بلاد شنقيط // Shorouk News, URL: https://www.shorouknews.com/news/view.aspx?cdate=27062019&id=53e29a74-3e05-4b20-a62a-ddb8e9677699 (дата обращения: 29.08.2023).

Другие Статьи/Исследования

Ваша подписка на рассылку “Laboratorium Orientale”
успешо оформлена

Письмо-подтверждение придем вам на почту

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.