В Мавритании, стране довольно далёкой и малоизвестной, существует особенный вид традиционных исламских школ под названием «махдара» (محظرة или محضرة). Махдара – это мусульманская школа, в которой обучаются религиозным дисциплинам под руководством шейхов, то есть исламских учёных. Появление первых махдар исследователи относят к XI веку. Школы находятся за городом и открыты для людей любого возраста и пола. Обучение в махдаре не требует оплаты и начинается после того, как студент полностью или частично выучит Коран [1, С. 534].
Удивительны махдары тем, что в них до сих пор сохраняются образовательные традиции, которые существовали ещё в эпоху Средневековья. В этих школах ученики заучивают тексты по разным предметам наизусть, после чего могут их цитировать по памяти практически идеально [1, C. 535] Среди таких текстов, например, можно выделить поэму о грамматике арабского языка под названием «Альфия» [1, C. 536], которая была написана филологом ибн Маликом в XIII веке. Сами шейхи наизусть знают всё, что преподают. Они поправляют своих учеников во время устного изложения текстов, а также дают к материалу свои комментарии.
Яркой иллюстрацией глубины знаний шейхов может стать история, описанная в статье «Махдара в Мавритании, сердце красноречия и хифза в Шингетти». Шейх Мухаммад Махмуд аль-Таркузи, живший в XX веке, сказал учёным из университета Аль-Азхар, что знает один из словарей арабского языка так, будто это сура «аль-Фатиха» (сура, которую большинство мусульман знает наизусть). Учёные организовали экзамен, в результате которого они убедились в правдивости его слов и стали корректировать свою версию словаря, полагая версию аль-Таркузи более точной [7].
Махдары, несмотря на постоянные экономические проблемы Мавритании и низкое финансовое благополучие студентов, продолжают быть привлекательными для студентов из Европы, США, Канады и стран исламского мира [2, С. 152]. Кроме того, в некоторых из них сохраняется традиционный уклад жизни обитателей пустыни, существующий уже несколько веков. Школы могли переезжать с места на место в поисках воды или места для выпаса животных [1, С. 534]. Махдары часто называли «l’école à dos de chameau», что значит «школа на горбе верблюда» [3, С. 70-71].
Обучение в махдаре делится на три ступени: начальную, среднюю и продвинутую. На начальной ступени, как правило, обучаются дети с 5 до 10 лет. Средняя ступень обучения может быть приравнена к окончанию школы, а продвинутая длится до того момента, пока студент сам не захочет её завершить [1, С. 536]
Очень многие махдары находятся в городе Нуакшот, столице Мавритании, однако они располагаются в том числе и в более отдалённых районах страны: например, в городах Бутильмит, Нуадибу, Тиджикжа. Известная махдара располагается в деревне Набаггия.
Исследователи Б.Бенсаид и Т.Ладжал делят махдары на 3 типа: махдары с широким набором преподаваемых дисциплин, махдары с ограниченным набором дисциплин и коранические школы. Согласно исследованию 1995 года, в Мавритании существовали 246 махдар второго типа и 151 – первого [1, C.533]. С одной стороны, учёные включают в список махдар коранические школы (куттабы), где обучали чтению, письму и Корану. С другой стороны, Т.Ладжал, Б.Бенсаид и исследовательница Э.Петтигрю, утверждают, что обучение в махдарах начиналось только после полного заучивания Корана. Стоит иметь в виду, что иногда слово «махдара» используют не только для обозначения школ, в которых изучают религиозные дисциплины, но и для обозначения коранических школ.
Из истории махдар
Слово «махдара» (محظرة или محضرة) образовано либо от корня حَظَرَ, что значит «обносить забором» или «запрещать», либо от корня حَضَرَ, что значит «присутствовать» или «пребывать». Оба варианта слова одинаково используются носителями в письменной речи. Слово محظرة (или محضرة) относится к именам места и времени, а та марбута (ة) на конце указывает на постоянство и частоту действия. Слово «махдара» может иметь несколько значений, в частности «место, обнесённое забором» или «место присутствия». Согласно мнению исследователей Б.Бенсаида и Т.Лаждала, махдара символизирует двор вокруг дома шейха, на котором ученики молятся или учатся [1, C. 531-532]. Пока что вопрос о точном значении этого слова можно назвать открытым.
Б.Бенсаид и Т.Ладжал предполагают, что возникновение махдар можно отнести к появлению династии Альморавидов (вторая половина XI века – первая половина XII века) и реформистскому движению шейха Абдаллы ибн Ясина. В 1039 году по христианскому летоисчислению ибн Ясин создал вокруг себя группу последователей и учеников, которая называлась «рибат» [1, C. 532]. «Рибат» был создан на территории современного Марокко. Сам Ибн Ясин принадлежал к маликитскому мазхабу, и его ученики распространяли маликитское право в Западной Сахаре [3]. Через несколько лет после основания эта группа последователей, сформировавшая ядро махдары, помогла ему основать государство Альморавидов [1, C. 532].
Востоковед Э.Петтигрю также добавляет, что на развитие интеллектуальной культуры Мавритании повлияло племя звайя (Zwaya), которое занималось преимущественно скотоводством, торговлей, преподаванием, а также религиозной деятельностью. Представители племени путешествовали в поисках новых знаний в образовательные мусульманские центры Северной Африки и Ближнего Востока [3, C. 65-66]. Махдары были тесно связаны с этим племенем, в частности обучение в них предназначалось для интеллектуальной элиты звайя [3, C. 68].
Моктар ульд Даддах, первый президент Мавритании, в книге «La Mauritanie contre vents et marées» («Мавритания против ветров и приливов») говорит о своём изучении Корана, которое происходило в 1930-х годах. Он описывает, что следовал за учителем, пока они пасли верблюдов в пустыне, и наизусть рассказывал урок. В это время учитель слушал, поправлял и давал комментарии к выученному материалу [3,C. 67-68].
Махдары сыграли существенную роль в то время, когда Мавритания находилась под влиянием, а потом и управлением Франции. Этот образовательный институт был источником сопротивления новым законам, которые вводились французами. Кроме того, именно шейхи махдар возглавляли антифранцузские восстания мавританских племён в 1860 и 1892 годах [1, С. 530].
Что именно изучают в махдаре?
Ранее было сказано, что обучение в махдаре делится на три ступени: начальную, среднюю и продвинутую. Учёные Б.Бенсаид и Т.Ладжал приводят примерную программу обучения махдар в своей статье «Desert-Based Muslim Religious Education: Mahdara as a Model». Важно помнить, что эта программа не является универсальной. Предметы в махдарах могут отличаться в зависимости от знаний каждого конкретного шейха.
На первой ступени в махдарах изучают жизнеописание пророка Мухаммада (сиру), фикх, грамматику, коранические науки. Маликитский мазхаб – главенствующая правовая школа в Мавритании и практически во всей северной Африке, поэтому ученики махдар изучают маликитское право. На второй ступени изучают таджвид, фикх, грамматику, лингвистику, сиру и теологию. На продвинутой ступени студенты изучают толкование Корана (тафсир), хадисы, логику, риторику, лингвистику, просодию и другие дисциплины [1, C. 536] Предметы на разных ступенях могут быть одними и теми же, разница будет только в сложности изучаемых текстов.
По каждой дисциплине ученики заучивают наизусть определённые поэтические или прозаические тексты. В качестве примера можно привести уже упомянутую выше поэму об арабской грамматике «Альфия». Текст можно послушать по ссылке ниже.
https://www.youtube.com/watch?v=WSp76tDVFi0&t=39s (поэма ибн Малика «Альфия», стихи 1-34)
Влияние мавританских шейхов и махдар в других странах
Интересно, что малоизвестные школы в Мавритании оказывают влияние на жизнь мусульман. Шейхи из Мавритании выступают на публику и зачастую становятся узнаваемыми людьми в мире ислама. Среди них шейх Мухаммад Аль-Хасан Ад-Дадау. Шейх часто выступает на телевидении стран Залива, а также читает лекции. Многие из материалов выложены на YouTube и переведены на русский и английский языки.
В статье Центра Беркли при Джорджтаунском университете (The Berkley Center for Religion, Peace, and World Affairs at Georgetown University) анализируется влияние Мавритании на Саудовскую Аравию в области религии. В этом тексте говорится об уже упомянутом шейхе Мухаммаде Ад-Дадау, а также о Мухаммеде аль-Амине аш-Шинкыти и Мухаммеде аль-Мухтаре аш-Шинкыти, которые занимали высокие посты в области образования в Саудовской Аравии [6]. Мухаммед аль-Мухтар аш-Шинкыти сейчас работает в Университете Хамада бин Халифа в Катаре [4]. Президент Университета Зайтун в США Хамза Юсуф также обучался в Мавритании [5].
Некоторые русскоязычные мусульмане отправляются в Мавританию, чтобы учиться в махдарах. Об этом было видео автором канала «Хочу домой» Леонидом Пашковским, герои которого переехали в другую страну, чтобы получать или, как говорят сами мусульмане, стремиться к религиозным знаниям.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=ucj9kNCVu0c
Литература
- Ladjal, T., Bensaid, B. Desert-Based Muslim Religious Education: Mahdara as a Model // Religious Education. – 2017. – №112. – С. 529-541.
- Ladjal, T., Bensaid, B. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania // Journal of Ethnic and Cultural Studies. – 2019. – №1, Vol. 6. – С. 152-161.
- Pettigrew, E. Colonizing the Mahadra: Language, Identity, and Power in Mauritania Under French Control // Ufahamu: A Journal of African Studies UCLA . – 2007. – №33, 2-3. – С. 62-89.
Интернет-ресурсы
- Dr. Mohamed El-Moctar Shinqiti // CILE Center, URL: https://www.cilecenter.org/about-us/our-team/dr-mohamed-el-moctar-shinqiti (дата обращения: 29.08.2023)
- Hamza Yusuf // Zaytuna College, URL: https://zaytuna.edu/academics/faculty/hamza-yusuf (дата обращения: 29.08.2023).
- How Mauritania Exports Religion to Saudi Arabia—And Not Just the Other Way Around // https://berkleycenter.georgetown.edu, URL: https://berkleycenter.georgetown.edu/posts/how-mauritania-exports-religion-to-saudi-arabia-and-not-just-the-other-way-around (дата обращения: 29.08.2023).
- المحضرة في موريتانيا.. سر الفصاحة وحفظ المتون في بلاد شنقيط // Shorouk News, URL: https://www.shorouknews.com/news/view.aspx?cdate=27062019&id=53e29a74-3e05-4b20-a62a-ddb8e9677699 (дата обращения: 29.08.2023).